Расстройства аутистического спектра

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, группа таких детей, в том числе и в школьном возрасте, чрезвычайно неоднородна. В связи с этим в настоящее время, все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств аутистического спектра (РАС).

Трудности и возможности ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно различаются и в зависимости от того, получал ли он ранее адекватную специальную поддержку. Вовремя оказанная и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребёнка вступить в более активные и сложные отношения с миром.

Среди особых образовательных потребностей детей с аутизмом в период школьного обучения необходимо отметить такие специфические нужды, как: необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе, регулярность посещения класса, с учетом возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением; выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные; преодоление возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка; необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать и др.

Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра

1)       Самое важное – не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не избегать проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.

2)       Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

3)       Необходимо принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавать вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Уважаемые родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение.

При собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

-          реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;

-          входят ли в штат организации медицинские специалисты;

-          есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с РАС;

-          осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (невропатолог, психиатр и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации;

-          при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли иное сопровождение обучающихся с РАС; организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке реализации АОП, имеющих соответствующую квалификацию;

-          есть ли психолог, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы «Формирование коммуникативного поведения», «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка»;

-          какие созданы условия для нахождения ребенка в школе, а именно:

1)       создано ли рабочее (учебное) место ребенка с РАС индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности и др.);

2)       созданы ли в помещении класса специальные зоны места для отдыха и проведения свободного времени;

3)       являются ли учебные места для формирования данных навыков мобильными;

4)       есть в организации специализированные помещения – логопедический кабинет, кабинет медицинского назначения, кабинет для ЛФК и массажа, специально оборудованные спортивный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорные комнаты релаксации, бассейн;

5)       каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.

Также Вам необходимо знать, что обучение детей с РАС может осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая может вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.